Доступная среда

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если  обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле, то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус может быть использован не только инвалидами, но и обычными людьми, так как в большинстве случаев это  удобнее и менее энергозатратно.

Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручнями, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.

Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения – это люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:

  • инвалиды,
  • люди с временным нарушением здоровья,
  • беременные женщины,
  • люди старших возрастов,
  • люди с детскими колясками и т.п
Наименование разделаПеречень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
1.Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.В контингент обучающихся в МБОУ «Школа № 16» входят дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Они участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.Формы обучения:инклюзивное обучение;по индивидуальному учебному плану;надомное обучение при наличии медицинских показаний и соответствующих документов.В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий.В наличии имеются адаптированные образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты.В Школе имеются кабинеты учителя-логопеда, педагогов-психологов. Специалисты работают с детьми как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Кабинеты имеют хорошее освещение, современное оборудование, учебно-методические и дидактические наглядные пособия (специально предусмотренные и оборудованные помещения для детей-инвалидов отсутствуют).Библиотека укомплектована учебной литературой для детей с ОВЗ, но специальных адаптивно-технических средств не имеется.Для проведения практических занятий для детей с ОВЗ имеется столярная и слесарная мастерские, кабинеты домоводства и кулинарии.
2.Информация об обеспечении доступа в здания и внутри помещений образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.Центральный вход Школы оборудован пандусами. Имеются напольные метки, поручни, специально оборудованные санузлы.При необходимости для обеспечения доступа в здания образовательной организации инвалидам или детям с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо.
3.Информация об условиях питания обучающихся, в том числе лиц с инвалидностью и лиц с ОВЗ.Столовая работает в режиме пятидневной рабочей недели. Питание учащихся Школа обеспечивает на основании договора с МП «Детское питание». Приготовление пищи в школьной столовой осуществляют сотрудники МП «Детское питание» в соответствии с 10-дневным цикличным меню. Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.Столовая расположена на 1 этаже.Перед обеденным залом столовой оборудованы зоны, где расположены умывальники.
4.Информация об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.Здание МБОУ «Школа № 16» оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло, необходимыми табличками и указателями, звуковой информацией для сигнализации об опасности.Медицинское обслуживание обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в Школе осуществляется н основе договора с Городской Детской поликлиникой. В Школе работают врач и медицинская сестра. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в МБОУ «Школа № 16» функционирует медблок, оснащенные оборудованием, инвентарем и инструментарием.В нашей Школе соблюдаются санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы функционирования Школы. В Школе организована работа по иммунопрофилактике, профилактике травматизма и т.д.Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
5.Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.Информационная база Школы оснащена:электронной почтой;локальной сетью;выходом в Интернет, официальным сайтом. В зданиях школы имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника, видеотехника, электронные доски.
6.Информация  о доступе к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся в том числе детям-инвалидам и лицам с ОВЗ.Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству РФ и которые имеют прямое отношение к образовательному процессу.Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром провайдера. В нашей образовательной организации доступ к телекоммуникационным сетям предоставляется всем участникам образовательного процесса, в том числе детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.Электронные ресурсы:ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК;БИБЛИОТЕКА РЭШ.

Сведения о наличии средств обучения и воспитания


Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.


Виды средств обучения и воспитания 

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
  • Электронные формы учебников (ЭФУ)
  • Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
  • Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
  • Тренажеры и спортивное оборудование.

 Принципы использования

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
  • сотворчество педагога и обучающегося
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.